Не за горами тот момент, когда искусственный интеллект заменит нас всех. Но пока до робо-апокалипсиса ещё далеко, будущее уже можно увидеть в действии. Речь об автоматизации продаж с помощью чат-ботов.
О росте значимости автоматизации процессов в диджитал среде
Чем крупнее становится ритейл, тем больше руководство задумывается об оптимизации издержек.
Так, во многих компаниях появляются автоматизированные системы учёта рабочего времени, приёма и распределения заказов (например, в службе такси), внедряются CRM или ERP-системы и т.д.
Не исключение и цифровой маркетинг. Здесь автоматизация продаж требует особого подхода, ведь очень много задач по факту - рутинные.
Есть немало причин, почему такой процесс закономерен:
- Автоматизация повышает эффективность как всего отдела в целом, так и отдельного его сотрудника, который может успевать больше.
- Применение продуманных инструментов – это не только готовые шаблоны и стандартные решения. Это возможность гибкой настройки под существующие бизнес-процессы.
- Увеличивается пропускная способность, и при этом снижается уровень ошибок. Уже не получится списать всё на забывчивость отдельного сотрудника.
- Улучшается контроль. Руководитель не только получает доступ к основным показателям деятельности продажников, но и может погрузиться в их работу глубже. Например, выявить проблемные места, принять своевременные меры. Повышается прозрачность деятельности отдела продаж и других отделов.
- Большинство инструментов автоматизации продаж предполагают единую базу данных работы с клиентами, а значит, предприятие получает специализированное хранилище, способное обеспечить достаточный уровень безопасности при работе с персональными данными. Владельцы бизнеса будут уверены, что никто не исчезнет с базой данных клиентов, оставив компанию без продаж.
И это только часть причин, которые должны побудить руководителя перейти в разряд тех, кто автоматизирует свой бизнес.
Сам по себе процесс внедрения инструментов автоматизации маркетинга/продаж – достаточно сложный и требует определённого опыта и навыков, необходимости обучения сотрудников, переделывания/оптимизации существующих процессов коммуникаций и т.д. Да, это головная боль и неприятие со стороны рядового персонала, но, если вы хотите повышать эффективность и наращивать продажи, этот процесс неизбежен. И чем раньше руководитель это понимает, тем больше у него шансов опередить конкурентов.
Минусы отдела продаж
Всегда есть два пути решения ситуации: правильный и не очень. В случае с отказом от автоматизации вариантом «так себе» можно назвать решение увеличения штата сотрудников. Бесспорно, это рабочее решение, и оно имеет право на существование. Но у него есть слабые стороны:
- Чем больше сотрудников вы нанимаете, тем больше увеличиваются расходы на персонал.
- Чем больше рядового персонала, тем больше требуется управленцев. Если становится много менеджеров low-звена, возникает необходимость внедрения следующих уровней менеджмента.
- Персонал – это всегда ворох сопутствующих проблем. У рядового работника все проблемы – личные. Это больничные, отпуска, социальные выплаты, оборудование рабочего места, безопасность труда и т.д. И это, уже не говоря о мотивации и т.п. проблемах управления.
- Людям свойственно ошибаться. Обязательно найдутся сотрудники эффективные и не очень. Достаточно нескольких серьёзных проблем с клиентами, и ваш бизнес может понести серьёзные потери из-за пострадавшей репутации.
- Если у вас спад продаж, то сотрудники никуда не денутся. Зарплату им нужно будет платить в любом случае, даже если вы работаете в минус.
Плюсы чат-ботов
Рассмотрим автоматизацию продаж на примере чат-ботов. Последние легко интегрируются с CRM-системой, а также с вашим сайтом и позволяют закрывать потребность в коммуникации с самой быстрорастущей аудиторий в настоящий момент – пользователями социальных сетей и мессенджеров.
Что даёт использование чат-ботов:
- бот всегда на связи (буквально круглые сутки без выходных и праздников, он не может заболеть, ему не нужно «в туалет», он не отпросится домой на пике продаж или не сделает вид, что задачу видит впервые);
- расходы на его внедрение – преимущественно капитальные (это услуги установки, адаптации, внедрения и т.п.). После запуск он будет только окупаться. Штатный персонал – это регулярные операционные расходы и очень даже ощутимые по меркам любого бизнеса;
- если чат-бот не нужен, вы не будете оплачивать его простой, как в случае с рядовыми менеджерами;
- в отличие от других каналов коммуникации, чат-боты предоставляют максимум интерактивности. Они не вызывают такого отторжения, как SMS или email-рассылки;
- правильно настроенный бот будет учитывать специфику вашего бизнеса – он не будет делать ошибки, он будет делать продажи;
- вы получаете ряд дополнительных возможностей, например, допродажи (ремаркетинг), сбор релевантной базы подписчиков, оперативное информирование, прямые продажи, проведение действительно эффективных маркетинговых акций и т.д.;
- внедрение автоматизации снижает нагрузку на продажников, и их можно подключить к решению более важных проблем вашего бизнеса. В любом случае, вам не придётся раздувать штат только для того, чтобы клиенты получили интерактивное общение.
- обработка повторных заказов;
Внедрение чат-ботов – это определённо прорыв для любого торгового предприятия, работающего с онлайн-продажами. Поэтому, если вы ещё не задумывались об автоматизации продаж – мы вам расскажем!