Чем больше список задач и требований к проекту, тем масштабнее и дольше процесс разработки.
Выход из такой ситуации прост – на первоначальном этапе разработать минимально жизнеспособный продукт. Это и есть основной принцип модели MVP.
Знаете, какой совет даст опытный владелец частного дома тому, кто строится впервые? «Начни с главного!».
Здесь бы нужно уточнить, что «главное» может быть у каждого своё. Но для того, чтобы дом был готов для проживания, ему обязательно нужны: фундамент, стены, перекрытия, кровля, важные коммуникации (канализация, вода, свет, газ или другой источник энергии), наружная отделка, а также система отопления.
Всё остальное, например, отмостка, внутренняя отделка, элементы интерьера и обстановки, забор, тротуарная плитка и прочие атрибуты могут подождать. Кому-то это может показаться смешным, кому-то глупым, ведь жить в доме с голыми стенами не совсем приятно.
Однако, после нескольких лет растянувшегося строительства, накопившихся переделок, утроившегося бюджета и отказа от половины задуманного будет уже не до смеха.
Аналогичная ситуация с любым сайтом или интернет-проектом. Чем больше список задач и каких-либо специфичных требований к проекту, тем масштабнее и дольше процесс разработки, а при отсутствии опыта планирование будет слабо связано с реальностью.
Перейти к реальному взаимодействию с клиентами можно только после первого релиза.
По статистике аналитического агентства CB Insights, почти половина (42%) стартапов не доходит даже до выхода на рынок, а если и доходит, то предлагаемый продукт оказывается не интересен потенциальным клиентам.По данным агентства Startup Genome, процент краха быстрорастущих проектов вообще приближается к 74%. И всё из-за неправильной оценки объёма работ или интересов аудитории.
Выход из такой ситуации прост – на первоначальном этапе разработать минимально жизнеспособный продукт. Это и есть основной принцип модели MVP (аббревиатура от англ. Minimum Viable Product).
На примере сайта алгоритм действий будет следующим:
Эффективность MVP в том, что основная польза заложена в небольшом наборе опций, а остальное можно запускать позже или не запускать вовсе. Очень важен набор опций на старте.
Интернет-магазин. Можно запускать его без сравнения товаров. Сравнение можно отложить как минимум на полгода, поскольку этой функцией пользуется всего 5% всех покупателей. Но самое главное – товары и цены – должно быть обязательно.
Прежде чем создавать свой «велосипед» или разрабатывать собственный фреймворк, стоить обратить внимание на более простые пути реализации.
Возможно, это будет:
К примеру, интернет-магазин можно реализовать на базе «1С-Битрикс». Это проверенное временем и тысячами других предпринимателей решение. Нужно только определиться с дизайном. Вот на нём лучше не экономить, ведь это лицо вашего проекта.
Нужно понимать, что ключевыми факторами для любого интернет-магазина являются: предложение (ассортимент и цены) и обслуживание (доставка на дом, скорость покупки, возможность примерки, способ оплаты и т.п., в зависимости от товара и целевой аудитории). Поэтому минимально жизнеспособная модель должна в первую очередь решать эти задачи (обеспечивать нужный функционал).
Вместе с тем, никто вас не заставляет сразу разрабатывать сложную форму заказа с выбором местоположения клиента на карте, расчётом стоимости услуги и т.п. Доставку пока можно переложить на наиболее подходящий по возможностям и тарифам сервис, работающий в вашем регионе. А указание адреса получателя можно реализовать даже через простое текстовое поле для примечаний к заказу.
Хотя здесь тоже всё индивидуально. Если для проекта сервис доставки – важный столп, то его реализацию нужно проработать более детально. Но даже в этом случае найдутся функции, которые можно отложить «на потом» без ущерба для работы.
Аналогично, без особых проблем на старте, можно отказаться от настройки интеграции CMS с другими бизнес-системами (CRM, ВАТС, SMS и email-рассылки и т.д.). Первое время, пока клиентов мало, все эти функции можно выполнять вручную. А уже при росте спроса и количества заказов, настроить обмен с наиболее важными инструментами, которые прижились в вашей бизнес-модели.
Так, для каждого проекта можно сформировать свой список функций «на потом».
Мы настаиваем на том, что запускать проекты необходимо по модели MVP. Это прямое противопоставление концепции «Сайт под ключ». Из-за концепции «Сайт под ключ» люди просто теряют деньги, поскольку делают сразу слишком много.
А модель MVP позволяет существенно снизить вероятность «эпического провала».
Вот несколько ярких примеров, которые подтверждают эффективность такого подхода.
Когда-то проект начинался не с реализации функционала, а с детального анализа рынка. Оказалось, что потоковая передача музыки – более чем актуальная ниша. Первым этапом был реализован базовый функционал и организовано закрытое бета-тестирование.
Одних только этих результатов было достаточно для интереса крупных инвесторов. Примечательно, что сервис был написан не с нуля, а на основе одного из PHP-фреймворков (Symfony2).
Немногие знают, что исходная идея была гораздо более общей. Предполагался поиск единомышленников по любой возникшей у человека идее. Но в результате анализа обратной связи было принято решение сконцентрироваться на чём-то одном. И выбор пал на скидки.
Первый сайт проекта работал на базе CMS Wordpress с небольшими доработками. Скидки добавлялись вручную, а всем подписавшимся на посты пользователям также вручную рассылались письма. И только после анализа спроса было принято решение перейти в полноценной реализации всех задумок.
Читайте также: Сколько стоит сопровождение сайта: часть 1 – введение
Читайте также: Сопровождение сайта: собственный сотрудник или агентство
Читайте также: Стратегия успешных - снижение стоимости сопровождения
С нами вы получаете рост трафика интернет ресурса, сокращение расходов и полный контроль над собственной кампанией.